Аспергера синдром: признаки, социальные навыки и общение

признаки синдрома аспергера
Синдром Аспергера — отдельная разновидность аутизма, при которой нарушена эмпатия, присутствуют изменения в восприятии мира и окружающих людей. Этот синдром имеет ряд симптоматических особенностей, по которым его можно определить.

При Аспергера синдроме признаки нарушений могут быть различными и зависят от особенностей развития, уровня интеллекта и других индивидуальных характеристик. Но существуют три центральных аспекта, с которыми у людей, имеющих это нарушение, наблюдаются трудности: коммуникация, социальное воображение и сотрудничество.

Социальное общение — коммуникация

Синдром Аспергера не оказывает влияние на интеллект (у людей с этим нарушением IQ находится на среднем уровне либо выше).

Но он нарушает эмоциональный интеллект, что проявляется в виде проблем в общении:

  • Трудности в восприятии интонации, жестикуляции, мимики. Характеризуются неумением отличить одну интонационную окраску от другой, что влечет за собой неправильное понимание фраз собеседника. Информация, переданная в шутливой форме, может быть воспринята буквально, также возникают проблемы при понимании настроения собеседника и его отношения, сложности при анализе информации, переданной в виде жестов, движений тела (пантомима, танец). Акценты, передаваемые невербально (без использования слов), могут просто выпадать из восприятия. А речь людей с этим нарушением кажется монотонной из-за отсутствия интонационных оттенков.
  • Сложно выбрать тематику беседы, неумение начать беседу и завершить ее. Наблюдаются проблемы при попытке понять, на какую тему собеседнику в данный момент было бы интересно поговорить и когда уместно начать диалог, из-за чего создается ошибочное впечатление отсутствия интереса к общению в принципе. Также существуют трудности при осмыслении отношения собеседника к беседе: люди с этим нарушением могут не понять, когда разговор логически подходит к концу или становится неинтересен собеседнику.
  • Применение сложных конструкций и слов, затрудненность понимания их значения. Словарный запас у людей с синдромом Аспергера может быть гигантским, они с упоением изучают новые слова и понятия, погружаются в интересующие их темы с головой и часто изъясняются заумно, но при этом имеют трудности при практическом использовании отдельных словосочетаний.
  • Проблемы с восприятием сарказма, анекдотов, речевых оборотов. Отчасти связано с затруднениями при восприятии интонационных особенностей. Характеризуется тем, что вся информация воспринимается буквально, а абстрактные акценты выпадают из восприятия, что приводит к нестандартным и даже неадекватным реакциям на шутки, сарказм, фразеологизмы.

Люди с этим нарушением не асоциальны и стремятся к общению, несмотря на сложности.

профилактика от менингитаКакая профилактика менингита считается эффективной? Как правило, сегодня многое сводится к своевременной вакцинации и мерах безопасности при контакте с больным человеком.

О симптомах острого менингита читайте тут.

Больше информации о симптомах синдрома Аспергера вы узнаете по этой ссылке.

Социальное взаимодействие — сотрудничество

При выстраивании крепких социальных связей аутичные люди сталкиваются с массой проблем, связанных с многогранностью различных аспектов общения, которые им трудно учитывать:

аутизм у ребенка

  • Затруднения в создании и поддерживании дружеских связей. Наблюдаются трудности в понимании, что нужно для дружбы и других тесных контактов, также присутствуют проблемы с удовлетворением эмоциональных потребностей собеседника из-за затрудненного эмоционального восприятия. Количество близких людей ограничено, иногда они отсутствуют вовсе, что становится основанием для развития комплексов, которые могут привести к намеренному ограничению социальных взаимодействий.
  • Проблемы в осмыслении социальных норм и правил. К ним относится нарушение личного пространства (они могут при беседе подойти слишком близко, не осознавая, что это создает дискомфорт), несвоевременное начало беседы или выбор неуместной тематики, выполнение действий, которые расцениваются негативно в определенных обстоятельствах. Нормы и правила, которые меняются от ситуации к ситуации, они считают запутанными и пытаются заучивать, но теряются при попадании в нестандартную обстановку.
  • Отстраненность, замкнутость. Присутствует стремление периодически ограждаться от социальных взаимодействий для восстановления внутреннего равновесия. Длительное общение, требующее тщательного контроля действий и слов, создает избыточную нагрузку, что выливается в потребность уйти в собственные мысли и успокоиться. Также создается впечатление, что они равнодушны к собеседникам, но это мнение ошибочно. Вместо эмоциональной поддержки они предлагают конструктивные варианты решения проблемы, что не всегда воспринимается положительно.
  • Убежденность в непредсказуемости окружающих. Та, которая связана с трудностями при осмыслении эмоциональных аспектов и стремлением отгородиться от социальных условностей, требующих быть вежливым и лгать, чтобы не ухудшить отношение с человеком, который не вызывает интереса. Из-за обилия граней в общении им затруднительно предсказывать действия собеседника.
Из-за многочисленных сложностей в общении работа, которая строится преимущественно на социальном взаимодействии, мало подходит для аутичных людей, но деятельность, связанная с логическим анализом, близка им.

Социальное воображение

Классическое воображение, связанное с придумыванием образов, персонажей, сюжетов, не нарушено и активно применяется в творческих направлениях, но социальные аспекты воображения затруднены.

Наблюдаются трудности, связанные с:

аутизм у девочки

  • Предположениями насчет будущих событий и альтернативных исходов различных ситуаций. Чтобы уметь планировать, следует хорошо ориентироваться в эмоциональных особенностях окружающих, уметь предсказывать их реакцию и действия, а с этим у аутичных людей возникают затруднения. Им комфортнее действовать по привычному сценарию, а неожиданная смена обстановки действует на их состояние неблагоприятно. Иногда подобные «повороты событий» могут довести ребенка до истерики и серьезного стресса.
  • Анализом ощущений и мыслей людей. Особенно если они выражены невербально. Характеризуются затруднениями при восприятии мотивов, переживаний и применении этой информации для творческой деятельности. Также присутствует стремление на каждое проявление эмоций (в особенности невербальное) иметь готовые алгоритмы расшифровки и дальнейших действий.
  • Актерской игрой. Это связано с затруднениями при воспроизведении эмоциональных реакций, мимических и интонационных особенностей, а также со сложностями при попытках проанализировать мысли и ощущения персонажей, мотивацию и некоторые поступки.
Также творческая деятельность четко структурирована и завязана на последовательности повторяющихся действий. У детей это проявляется в виде выстраивания игрушек в определенном порядке.

Синдром Аспергера у детей — признаки

Проявления синдрома Аспергера у детей схожи с признаками у взрослых, но выражены они ярче.

У младенцев это нарушение сопровождается следующими признаками:

  • ребенок апатичен, спокоен или, наоборот, чрезмерно активен;
  • наблюдаются различные проблемы со сном (проблемы с засыпанием, поверхностный, чуткий сон);
  • яркий свет, интенсивный запах, неожиданный звук вызывают выраженную реакцию — крик, плач;
  • категорический отказ от некоторых видов еды;
  • повышенная чувствительность к изменению обстановки.

По мере взросления ребенка симптоматика проявляется интенсивнее, к 2-4 годам признаки нарушения явные, особенно в плане взаимодействия со сверстниками.

Рассмотрим признаки нарушения:

аутист стремящийся к знаниям

  • Негативное отношение к любым переменам. Наблюдаются трудности в процессе адаптации к школе, детскому саду, сопровождаемые истериками, нервными срывами. Любое изменение привычного распорядка (необычная еда, смена обстановки, нестандартные ситуации) воспринимается ребенком отрицательно. Он стремится играть определенными игрушками, редко требует новые.
  • Пристрастие к ритуалам. Проявляется в виде стремления повторять некоторые действия: выстраивание игрушек по цветам или размерам, потребность каждый день выполнять повседневные дела в определенной последовательности.
  • Проблемы с общением. Особенно затруднено общение со сверстниками, поэтому дети предпочитают общество взрослых или тех, кто младше их. Склонны навязывать свое видение ситуации и отказываться от компромиссов, что приводит к ссорам.
  • Стремление к уединенности. Ребенок держится в стороне, увлечен собственными занятиями и не хочет присоединяться к общим играм. Особенно остро проявляется в период адаптации к детскому коллективу.
  • Обширный словарный запас, стремление к знаниям, сложная речь. Дети с этим нарушением часто опережают сверстников в интеллектуальном развитии: с интересом погружаются в разные занятия, рано учатся читать и писать и предпочитают получать знания из фильмов и книг. Также они любят рассказывать о своих увлечениях.
  • Страхи. Свойственно появление нестандартных страхов, редко наблюдающихся у обычных детей.
  • Нарушения координации. Дети неуклюжи, поздно обучаются застегивать пуговицы, затруднено взаимодействие с мелкими предметами.
криптококковый вид менингитаИзвестно, что криптококковый менингит — это сложная форма заболевания, при котором происходит воспалительный процесс в области спинного и головного мозга. Причина заболевания — грибок Cryptococcus.

О симптомах менингита у подростков читайте в этой статье.

Когда ребенок вступит в подростковый период, родителям следует быть особенно осторожными и внимательными к нему: в этом возрасте проблемы с общением могут вылиться в депрессию, вплоть до попыток суицида.

Проблемы с моторикой и координацией со временем уменьшаются, особенно если с детьми активно заниматься. Можно смягчить нарушения эмоционального восприятия на специальных тренингах и психотерапевтических приемах.

Видео на тему


Поделиться:
Нет комментариев
    ×
    Рекомендуем посмотреть
    Adblock detector